Наш телефон: +7 (342) 203 03 15
Пишите нам: dollperm@yandex.ru Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

* Хотите узнавать наши новости раньше всех? Впишите свой email:

Hosted by "Net Artis"

Яндекс.Метрика

Россияне начинают коллекционировать рукодельные куклы. Это и приятно, и выгодно — стоящие фигурки от мастеров обычно растут в цене, их коллекционирование становится делом, весьма привлекательным для инвестиций.
Куклы во всем мире — едва ли не самый популярный предмет для коллекций, а сами коллекционеры, как правило, люди взрослые и состоятельные.


Так, в США собирателей пластмассовых и фарфоровых барышень едва ли не больше, чем коллекционеров марок, в числе «кукольников» — Элтон Джон, Майкл Джексон и Опра Уинфри. И занятие это для почтенной публики не только модное, но и выгодное. В 1996 году коллекция парижской галеристки Дины Верни ушла на Sotheby’s за $4,7 млн. Поэтому неудивительно, что сегодня производство кукол превратилось в большую индустрию с многочисленными галереями, бесконечными выставками, энергичными аукционерами и фанатичными поклонниками.

В России кукольная история не обошлась без «белых пятен», вызванных переменами после Великой Октябрьской, когда «буржуазные» фарфоровые куклы были безжалостно заменены на ширпотреб в виде резиновых пупсов и деревянных солдатиков. И хотя в начале 90-х годов прошлого века искусство авторской куклы в России стало возрождаться, наши соотечественники зачастую рассматривают произведения мастеров лишь в качестве подарка или украшения интерьера. «Поскольку на этот сегмент рынка обратили внимание западные музеи и серьезные коллекционеры, можно смело утверждать, что цены на работы будут расти», — уверяет президент Клуба коллекционеров кукол Светлана Пчельникова. Этого же ждут и цивилизованные коллекционеры, коих в России теперь насчитывается более двухсот. Среди них — экс-министр финансов Александр Лившиц, секретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин и композитор Игорь Крутой.


Современные куклы

При формировании коллекции кукол стартовать придется с $30—50 тыс. При этом эксперты советуют покупать не только начинающих, но и признанных мастеров, средние ценовые значения на произведения которых колеблются в районе нескольких тысяч долларов. Правда, ценник на произведениях авторов, пользующихся всемирным признанием, может указывать и $50 тыс. Среди таких мастеров — Лиза Лихтенфельс и Хильдегарт Гюнцель из Германии, россиянки Александра Кукинова и Татьяна Баева. К слову, куклы Баевой так приглянулись голливудской диве Деми Мур, что та приобрела аж 12 штук для своей коллекции! В среднем работы Баевой стоят $5 тыс., и в России их увидеть непросто — практически сразу же после изготовления они расходятся по собраниям крупнейших коллекционеров мира, которые вынуждены стоять в «живой очереди».

Наиболее дорогими считаются так называемые one-of-a-kind — куклы, выпущенные в единственном экземпляре, своего рода «голубые фишки» современного рынка. Их делают обычно из специальных пластиков, позволяющих имитировать человеческую кожу. Большая часть произведений этого сегмента создается у нас — работы Димы ПЖ (стоят $3—6 тыс.), Натальи Побединой ($1,8—3 тыс.) или Михаила Сорина ($3,5 тыс.) пользуются успехом на международных выставках. Причем те, кто рискнул вложить свободную наличность в работы российских авторов несколько лет назад, теперь явно об этом не жалеют. Цена отдельных работ Елены Языковой с 1996 года подскочили с $500 до $10 тыс., увеличившись в 20 раз! Не менее востребованы публикой и произведения других российских авторов — Полины Степанян (цена за два года выросла с $70 до $600) и Натальи Юркиной (с $350 до $2,5 тыс.).

Достаточно ощутимо растет и стоимость творений западных авторов — куклы Тины Камербек или Джо-Эллен Триллинг, прекратившей свою деятельность около четырех лет назад, не продаются дешевле $5—10 тыс. «И дешеветь они не будут, поскольку эти уникальные вещи существуют в единственном экземпляре», — подтверждает хозяйка галереи «ВахтановЪ» Ирина Мызина, имеющая в личной коллекции две куклы от Триллинг.


Тиражные куклы

В отличие от российских художников, увлекающихся созданием шедевров в единственном экземпляре, абсолютное большинство западных мастеров предпочитает изготовлять куклы ограниченным тиражом (limited edition). В этом случае автор заранее принимает решение об объеме партии (от 2 до 50 экземпляров), и после отливки заявленного количества форма разбивается в присутствии свидетелей. «Основным материалом в этой категории является фарфор, а цены на такие куклы могут составить $1—15 тыс.», — говорит Мызина. По словам Татьяны Баевой, западный кукольный рынок превышает наш по объему именно за счет лимитированных изданий. Этому есть простое объяснение — на помощь художнику готовы прийти многочисленные предприятия, а талантливое тиражирование совершенно не отпугивает любителей эксклюзива. К примеру, цена кукол Хильдегарт Гюнцель стартует с $6 тыс., несмотря на то, что каждая выпущена в 50 экземплярах. В нашей стране тиражными куклами занимается только Александра Кукинова, работы которой, стоившие десять лет назад $300—700, теперь нередко уходят за $10 тыс. Рост, как несложно подсчитать, составляет примерно 150—300% в год.

Бывает, что цену на тиражную куклу формирует конъюнктура. Так, после обрушившейся на землян популярности фильма «Властелин колец» возрос и спрос на кукол-эльфов, гномов и прочих уродцев. Влияют на предпочтения коллекционеров и политические события — в марте этого года с аукциона на Украине были проданы куклы Виктора Януковича ($5 тыс.) и Виктора Ющенко ($14 тыс.). Самой же дорогой стала кукла Юлии Тимошенко, которую анонимный покупатель оценил в $70 тыс. Правда, вырастет ли в будущем стоимость «мини-политиков» — не берутся прогнозировать даже специалисты.


Антикварная кукла

Не обошли стороной ценовые рекорды и самую растиражированную куклу планеты — Барби, одна из редких моделей которой ушла с молотка аж за $100 тыс. Правда, для антикварных «барышень» это не цена. Героини лицедейств XIX века и марионетки, являющиеся прабабушками современных кукол, уходят с молотка за $15 тыс., а то и дороже — известно, что работа Альбера Марке 1916 года была продана за $215 тыс. А вообще стоимость антиквариата в первую очередь зависит от предложения на рынке — так, например, немецкие куклы, которые производились в промышленных масштабах, в целом стоят дешевле английских и французских. Правда, особняком в этом ряду стоят работы немецкой фирмы Kammer und Reinhard, которые успешно торгуются в диапазоне $15—17 тыс., а в 1994 году одна из их кукол была куплена на Sotheby’s за $298 тыс.! Вообще на сегодняшний день популярны произведения немецких и французских мастеров 1860—1890-х годов, получившие название fashion dolls. Их цена варьируется от $2 тыс. за работы без маркировки до $20 тыс. за полноценные редкие экземпляры. Интересны для инвестиций и французские куклы Jumeau (за 20 лет подорожали с $3,5 тыс. до $15—17 тыс.), Bru, Steiner, Rohmer, чьи традиции были продолжены впоследствии немецкими мастерами конца XIX века. Их стоимость колеблется от $7 тыс. до 30 тыс. Один из самых дорогих товаров — куклы французских фирм Thuillier и Halopeau, цена которых может доходить до $64 тыс. Однако рассчитывать на стремительный рост цен в этом сегменте рынка не приходится — стоимость произведений растет хоть и неумолимо, но медленно. Если же денег на приобретение «старины» нет, можно довольствоваться покупкой куклы-репликанта — точной копии антикварной. Такая прихоть обойдется в $1,5—5 тыс. Отечественные антикварные куклы на рынке практически отсутствуют — то, что сохранилось, находится или в музеях, или в ужасающем состоянии в домашних чуланах. Правда, «оставшиеся в живых» куклы советской фабрики «Журавлев и Кочешков» (1915—1928 годы) заставляют отдельных коллекционеров выкладывать за них суммы, близкие к $50 тыс.


Памятка начинающему инвестору

Для начала специалисты советуют побродить по галереям, посетить несколько выставок, проконсультироваться у галериста. Правда, за ценные советы те могут взять до 50% стоимости работы, но только профессионалы разбираются во всех нюансах рынка. При покупке вам придется «проводить опознание» будущей покупки — кукла на спине или затылочной части головы должна иметь маркировку, где можно прочитать имя автора, тираж и порядковый номер экземпляра. Кроме того, к ней прилагается специальный сертификат. При этом ждать мгновенной отдачи от приобретений все-таки не стоит: чтобы получить прибыль, необходимо запастись выдержкой. «В нашей стране цены находятся в так называемом свободном формировании, — считает совладелица галереи «Роза Азора» Любовь Уоллес. — Поэтому прогнозировать динамику цен сложно — сыграть роль может даже резкое ослабление доллара». На недавней выставке «Арт-Москва» некоторые покупатели с пачками долларов пытались купить «хоть что-нибудь». На Западе процессы ценообразования гораздо более прогнозируемы. Но кукла хороша сама по себе, и если выгодно заработать не ней в будущем не удастся, то у обладателя всегда остается возможность сделать великолепный подарок своим потомкам.

Александр Зарщиков

Постоянный адрес статьи http://www.profile.ru/items/?item=19136