Наш телефон: +7 (342) 203 03 15
Пишите нам: dollperm@yandex.ru Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

* Хотите узнавать наши новости раньше всех? Впишите свой email:

Hosted by "Net Artis"

Яндекс.Метрика

Каждый художник, создающий авторскую куклу, хочет, что­бы зрители оценили его работу И каково же бывает его разоча­рование, когда посетители вы­ставки не проявляют к кукле интереса. В последние годы ко­личество кукольников выросло. При этом в ходе недолгого обу­чения в той или иной школе, преподаватели не успевают привить начинающим худож­никам понимания целостности образа, раскрыть важность всех мелочей. В итоге, серьез­ной проблемой для начинаю­щих кукольников оказывается выбор критериев оценки своего творения. За рубежом, где дви­жение авторской куклы имеет не только более длинную исто­рию, но и сформировало уже свои институты, выработаны определенные подходы к оценке. С просьбой рассказать о них мы обратились к известному рос­сийскому мастеру авторской куклы Татьяне Баевой, кото­рая является председателем ассоциации художников-куколь­ников секции художественного проектирования Московского Союза Художников (МСХ) и чле­ном Национального Институ­та Американских Художников-Кукольников (NIADA).

Процесс создания куклы сложен и, как пра­вило, трудоемок. Прежде всего, он должен приносить удовольствие. Нет материалов лучших или худших — главное выбрать тот, который больше подходит для ваших задач и интересов. Нужно почувствовать, что вам больше по душе, но для «понимания» мате­риала всегда требуется время. Выбранный вами материал и техника его использования, а также опыт работы, должны помочь вам выразить свой собственный уникальный мир и сделать вашу куклу востребованной.

Конечно, бывает трудно самому оценить результат своей работы. Сориентироваться помогут заданные себе вопросы:

— Какой характер или настроение я хотел выразить?
— Помогают ли используемые цвета, формы, фактуры и ткани раскрыть этот образ?
— Может ли кукла безопасно существовать: устойчиво ли она сидит, хорошо ли закреп­лена на подставке?
— Не виден ли черновой этап работы (внут­ренние швы, набивочный материал и т.п.)?

В 1993 году я в первый раз посетила конференцию NIADA. Там я представила на суд критики свою работу «Василий», мужичка с папироской и в валенках. Мне выдали оценочный лист с оценками по 17 пунктам. Каждый пункт мог быть отмечен как «отлично», «хорошо», «адекватно», «требует улучшения». Данные критерии, мне кажется, остаются актуальными до сих пор. Вот они:

— использование материала;
— роспись;
— анатомия;
— лицо;
— пропорции/масштаб;
— композиция;
— движение (логичная и убедительная пластика персонажа, гармоничное расположение фигуры в пространстве/композиции);
— концепция костюма;
— использование ткани;
— сочетание фактур/рисунков (узоров);
— использование цвета;
— волосы/парик;
— использование/качество аксессуаров;
— подставка/мебель/постамент;
— пробуждение эмоционального отклика у зрителя (логика в подборе элементов и закончен­ность образа; гармония, привлекающая внимание и заинтересовывающая зрителя);
— уникальность куклы.

Моя кукла получила замечания по качеству лепки кистей рук и по обуви. По мнению экспертов, обувь должна сидеть по ноге, подчеркивая форму ступни, но мне пришлось объяснить, что с валенками это невозможно.

К оценочному листу прилагалась бумага с рекомендациями по созданию куклы и самостоятельной оценке своей работы. Она была составлена известным скульптором и художником-кукольником Мартой Армстронг Хэнд в 1988 году. Вот ее содержание:

Дизайн (вы можете выбрать подходящий вариант):
— Сделайте предварительные наброски: прорисовка общего вида, деталей или просто план работы.
— Составьте план и следуйте ему, а также своим художественным задачам.
— Продумайте образ в воображении.
— Продумайте части, детали, форму, цвета или т. п. для создания вашего художественного произведения.

Композиция:
— Старайтесь свести части вашей работы в единое целое, чтобы создать целостное, гармоничное произведение. Гармоничность означает, что части и детали подобраны пропорционально, взаимно поддерживают друг друга. Похожие или контрастные чувства, идеи, интересы и т.п. работают на выражение поставленной цели.

Форма:
— Абрис, сложение, силуэт. В это понятие так же входит общий объем и структура. Под силуэтом понимается общая композиция, в том числе и взаимодействие всех деталей. Это вся композиция, как бы очерченная общей линией.

Цвет:
— Сочетание выбранных цветов. Сбалансированный переход в рамках одной цветовой гаммы или палитры или контрастные цвета, усиливающие эмоциональное впечатление.
— Тон и насыщенность выбранных цветов.

Фактура:
— Подбор материалов по их фактуре и качествам поверхности (дерево, металл, ткань и т.п.).
— Качество фактуры произведения раскрывает умение художника работать с выбранным материалом.

Построение:
— Соединение частей, их аранжировка, качество сборки.
— Взаимосвязь или соотношение частей, как произведения в целом.
— Что-то, соединенное из разных частей, работающих на создание единого образа.

Стиль:
— Манера или характер авторского самовыражения:
Реализм: Изображение людей или вещей такими, какие они есть на самом деле, без идеализации.
Натурализм: в искусстве — достоверная близость к природе.
Стилизация: дизайн (авторская интерпретация), следующий законам и логике стиля, а не природы.
Комикс: упрощение формы, преувеличение каких-то особенностей, привнесение юмористических акцентов для создания определенной истории.

Надеемся, что наша статья поможет вам в ва­шем творчестве. Успехов в кукольном деле!


Источник: журнал PROКУКЛЫ №1 2009