Наш телефон: +7 (342) 203 03 15
Пишите нам: dollperm@yandex.ru Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

* Хотите узнавать наши новости раньше всех? Впишите свой email:

Hosted by "Net Artis"

Яндекс.Метрика

Человек играющий или метаморфозы куклы



Существует некий параллельный мир. Иногда мы там оказываемся случайно, иногда, мимолетно заглянув, проходим стороной, иногда нас туда затягивает, и с этим ничего нельзя поделать. Это мир зазеркалья, снов, мистики, трансцендентальности, вакуум между живым и мертвым, а проводником туда является кукла. Так думали наши предки, для них маленькая фигурка, повторяющая пропорции человека, была попыткой преодолеть страх смерти. Какое кукла занимает место в современной системе координат - об этом наше небольшое творческое расследование.

Все чаще в модных журналах встречаются прекрасные дамы в старинных костюмах, персонажи dell arte или народные любимицы - фигурки небольшого роста, соперничающие по ценности и цене с произведениями искусства и антиквариатом. Авторская кукла - это вроде бы не обычная игрушка, предмет, стимулирующий детскую активность, и не скульптура, внушающая обывателю трепет своим бронзовым весом. Но только ли это модная тенденция на рынке эксклюзивных услуг, сулящая коммерческий успех любому художественному рукотворному изделию?

Каким бы прагматичным современный индивидуум не был, как бы он не стремился к универсуму пользы, все-таки в нем есть нечто такое, что не поддается логике. В философии это называется метафизикой, в психологии - подсознанием. Я же вслед за нидерландским историком культуры Йоханом Хейзингой, написавшим культовый труд двадцатого столетия "Homo ludens" ("Человек играющий"), и психотерапевтом Эриком Берном (кто не читал его книгу "Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди" про сценарии, которым следуют все.) называю это игровым инстинктом. Хейзинга писал, что "если проанализировать любую человеческую деятельность до пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой". Не значит ли это, что и потребность создавать кукол, как и желание владеть ими и выставлять в своем доме, - это проявления ИГРЫ. Это такие игры для взрослых, ночные прогулки для людей зрелых, солидных и серьезных в коллективное бессознательное.


Имма Народицкая

История куклы началась приблизительно 30-35 тысяч лет назад - столько лет маленькой оригинальной фигурке из мамонтовой кости, найденной в Чехословакии в захоронении "Брно-2". В древности кукла обладала сакральным значением - символические двойники людей использовались в обрядах, связанных с культами умерших предков и сотворения мира. Постепенно она отделилась от человека и тем самым поменяла религиозно-мистический ореол на светский. Кукла стала принимать активное участие в театральных спектаклях, использовалась для демонстрации модной одежды, получила популярность как игрушка.

Сопоставив ритуальное прошлое куклы с приобретенным позднее в девятнадцатом веке статусом товара, мы получим принципы современной серийной куклы. Мастера-кукольники всегда пытались добиться полной имитации человека - это привело к реалистичности изображения лица, пропорций человека, одежды. В подражание природе они заставили куклу играть на флейте, ходить и говорить. Кукла с ее магическим сходством с человеком, попав в ранг предмета массового потребления, теперь должна была быть красивой, т.е. отвечать представлениям потенциального покупателя о красоте, и несложной в производстве.


Наташа Победина

Авторская художественная кукла возникает в 20 веке в противовес идеологии конвейерного функционализма. Наличие автора, создателя и исполнителя в едином лице, который согласно своему субъективному чутью, а не мнению окружающих и коммерческой пользе, выбирает стиль образ, выразительные средства и технику, говорит о неповторимости изделия. Художник вернул кукле сакральное значение, только ритуал изменился. В древности кукла повторяла и заменяла человека, сейчас она стала способом художественного высказывания и обрела свободу. Авторская кукла - второе "я" художника. У кукольников не принято держать дома свои работы, потому что смотреть на них - это видеть собственное отражение в зеркале.

Работы Российских авторов, появившихся на мировой кукольной сцене в начале 1980-х и стремительно покоривших Америку - центр всех профессиональных кукольных событий, - иногда с трудом можно назвать куклами. Они не похожи на обще принятые и общеприятные типажи - традиционных красавиц с кудряшками и кружевами, пухлых младенцев, национальных героев. Зачастую это вообще бесполые существа: куклы знаки, аллегории, маски театра абсурда, авангардные миниатюры, трехмерные композиции, наив, абстракции… Играть с ними, как играют дети, мало кому придет в голову, потому что они находятся вне утилитарно-практического пространства и представляют собой объекты для созерцания, эстетического переживания.


Дима ПЖ

Другие приоритеты, провозглашенные современными мастерами-кукольниками - первичность образа, отражение объективного мира через субъективную пластику, баланс материи и идеи, символичность языка, - говорят о реинкарнации мифологического наполнения куклы, что дает право называть это искусством. Авторская кукла выполняется вручную, в единственном экземпляре или маленькими сериями, она уникальна и представляет коллекционный интерес. Благодаря своей единичности она не может стать предметом обожания масс, а требует отношения тет-а-тет. Унифицированная кукла пуста, ее можно наполнить любым содержанием. У авторской куклы своя энергетика свой характер: с ней надо общаться, взаимодействовать, разговаривать, а по сути - играть. Значит, все же существует некий параллельный мир…



Владимир Гвоздев

текст: .Анна Ильичева